Написано
Дек 30, 2018
7474 Просмотров
14 11

Куда жаловаться на работодателя?

Подача жалобы на руководителя является довольно актуальной проблемой. Очень часто между работодателем и работником возникают ссоры и конфликтные ситуации. Причин этому может быть множество. При этом далеко не каждый сотрудник знает, что руководитель – это не высший орган власти в организации, и подать на него жалобу можно всегда! Главное, чтобы на это были веские причины и соответствующие доказательства. Из данной статьи Вы узнаете, в каких случаях и куда следует жаловаться на своего руководителя.

На что жалуемся?

Отношения между работодателем и работником контролируются на уровне законодательства Российской Федерации. У каждого из них имеется ряд своих обязанностей перед другим. Так, сотрудник должен в полной мере выполнять свои трудовые обязанности, а работодатель – вовремя оплачивать деятельность работника и обеспечивать ему социальные гарантии.

Однако, не всегда в этих отношениях царит гармония и понимание. К основным причинам конфликтов, возникающих между сотрудником и работодателем, можно отнести:

  • Отказ или задержка выплаты заработной платы;
  • Отказ в предоставлении больничного/отпуска/декрета;
  • Увольнение беременной сотрудницы;
  • Принуждение к выполнению сверхурочной не оплачиваемой работы, не предусмотренной трудовым договором;
  • Выплата заработной платы «в конверте»;
  • Отказ в выдаче или несвоевременное предоставление трудовой книжки после увольнения;
  • Несоблюдение законов при увольнении сотрудников.

Это лишь часть причин, по которым может возникнуть спор. К менее распространенным случаям можно отнести домогательство со стороны начальства, предъявление личных «обязательных» требований, безосновательный отказ в приеме на работу и др.

Таким образом, основанием подать жалобу в высшие инстанции может послужить любое нарушение трудового кодекса РФ. При этом защищают права работников сразу несколько инстанций, в которые и можно обратиться в случае возникновения конфликта.

Разбираемся в пределах предприятия – жалоба директору

Данный способ подачи характерен в тех случаях, когда сотрудник выполняет свою трудовую деятельность в крупной организации и конфликт произошел лишь с одним из руководителей ее звена. Примером может послужить конфликт между сотрудником и начальником цеха. В таких ситуациях, в первую очередь, следует подавать жалобу непосредственному директору всей организации. Для этого необходимо:

  1. Оформить жалобу в произвольной форме в 2-х экземплярах, один из которых оставить себе. В ней следует указать свою должность, личные данные, контактный номер телефона и электронную почту. В обязательном порядке подробно описать возникший конфликт, а также должность и ФИО руководителя, на которого и написана жалоба. Подписывается обращение под непосредственной датой его подачи.
  2. Предоставить жалобу в руки директору организации (если таковая возможность имеется) либо оставить обращение секретарю.
  3. Потребовать от секретаря (директора) поставить отметку с подписью, свидетельствующую о том, что жалоба была принята в определенный день. Подписаться должны оба экземпляра. Это необходимо для того, чтобы у Вас были доказательства в случае отсутствия попыток решить конфликт со стороны директора.

В большинстве случаев директорам организации невыгодно, чтобы недовольный сотрудник обращался в высшие инстанции. И, если вина руководителя будет очевидна и доказана, то они постараются решить конфликт мирным путем, не прибегая к помощи третьих лиц. Однако, если директор откровенно отказывается способствовать решению конфликта, следует действовать более радикальными методами.

Особенности подачи жалобы в трудовую инспекцию

Первой инстанцией, в которую следует обращаться с жалобой на руководителя является трудовая инспекция. Именно она выполняет надзор за соблюдением работодателем и работником своих обязанностей. Обращаться в инспекцию следует лишь случаях, когда:

  • Решить конфликт в рамках самой организации не получилось;
  • Ущемление прав работника не требует материального возмещения понесенного ущерба;
  • Руководитель, нарушивший свои обязанности, является непосредственным начальником всей организации и жаловаться на него в пределах компании некому.

Подать заявление в государственную трудовую инспекцию в Москве можно несколькими способами:

  • Отправка жалобы через почту (Адрес единой государственной инспекции города Москва — 115582, Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3). Такое заявление сотрудники организации не имеют права проигнорировать, следовательно, оно обязательно будет рассмотрено. Однако, данный способ занимает большой промежуток времени.
  • Подача жалобы в устной форме. Для того, чтобы воспользоваться данным способом, достаточно лишь позвонить по единой горячей линии инспекции 8 800 707 8841 либо по номеру приемной +7 (495) 343-91-90.Трудно оценить эффективность данного способа, так как подавая жалобу в устной форме можно упустить важные детали. А при недостаточности оснований для принятия жалобы заявление просто-напросто не будет рассматриваться.
  • Онлайн обращение. Для тех, кто привык решать вопрос при помощи интернета, подойдет способ подачи онлайн жалобы на официальном сайте трудовой инспекции РФ онлайнинспекция.рф. Но в таком случае есть вероятность «пропажи» заявления из-за большого количества обращений.
  • Личный прием. Самым оптимальным способом подачи жалобы в трудовую инспекцию является ее личное посещение. В таком случае можно не только подать заявление в письменной и устной формах одновременно, но и получить профессиональную консультацию по своему вопросу, а также узнать точные сроки рассмотрения жалобы. Обращаться следует по адресу, указанному раннее.

Получить более подробную информацию и узнать основные положения и обязанности можно на официальном сайте государственной трудовой инспекции Москвы.

В том случае, если сотрудники трудовой инспекции открыто «покрывают» руководителя-правонарушителя, можно подать жалобу и в прокуратуру, приложив к заявлению экземпляр уже подаваемой жалобы с отметкой о его принятии.

Фонд социального страхования

Если конфликт между работодателем и сотрудником произошел на почве несвоевременной выплаты или вовсе отсутствия таковой, подавать обращение следует в фонд социального страхования РФ. Здесь также следует составлять 2 экземпляра и потребовать у сотрудника, который примет жалобу, поставить соответствующую отметку на обоих листах.

Получить подробную информацию о работе ФСС можно по телефону горячей линии г. Москва +7 (495) 650-19-17.Список филиалов с адресами и контактными номерами предоставлен на официальном сайте фонда. Обращаться следует непосредственно в отдел своего района.

Составляем жалобу правильно!

Составление письменной жалобы на бумажном листе производится в свободной форме. Однако, в таком документе в обязательном порядке должны присутствовать:

  • «Шапка» заявления. В ней следует указать название инспекции, в которую подается жалоба, и свои точные данные (ФИО, должность, наименование организации, контактная информация).
  • Непосредственное описание конфликта. Здесь необходимо писать четко и объективно. Не следует использовать водные слова и писать личное мнение. Тут же надо указать, какие попытки решения конфликта уже были предприняты, и какой результат они дали. Если имеются свидетели, которые могут подтвердить неправомерные действия руководителя, необходимо также указать и их данные. Эффективным будет приложение доказательств (выписки с бухгалтерии, ответы на заявления, копии подаваемых жалоб и т.д.).
  • Решение проблемы. После описания конфликта необходимо предъявить свое представление о его решении и выдвинуть личные требования, которые должен выполнить руководитель. Подкреплять свои «пожелания» необходимо законодательными актами из трудового кодекса РФ.

Оканчивается заявление написанием даты и личной подписью. Данный шаблон характерен для всех инстанций. При этом одно и то же заявление можно одновременно подавать в несколько органов управления (меняя при этом название организации в «шапке»). Текст пишется без использования «воды» и подкрепляется всевозможными доказательствами, имеющими значение в споре данного конфликта.

Стоит ли прибегать к судебному разбирательству?

Решить конфликт с работодателем можно и при помощи судебного заседания. Однако, делать это стоит лишь в том случае, когда предыдущие два способа не дали никакого результата и права работника не были защищены. В суд необходимо подавать иск с жалобой. При его составлении стоит ссылаться на трудовой кодекс РФ. По необходимости и при незнании статей ТК следует обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые грамотно составят иск.

Лишь через суд можно добиться компенсации ущерба. Другие инстанции могут лишь доказать факт нарушения прав работника и вынести работодателю требование о их ликвидации. Поэтому, если сотрудника интересует не только словесное, но и материальное наказание директора, то следует все же писать соответствующий иск. Для того, чтобы выиграть дело, необходимо представить в суде все возможные письменные доказательства, а также показания свидетелей-коллег.

Можно ли подать жалобу анонимно?

В некоторых ситуациях работники не жалуются лишь по тому, что боятся ухудшения отношений с работодателем и последующего увольнения. В таком случае можно подать анонимную жалобу. Возможно это с помощью указанного раннее сервиса онлайнинспекция.рф. Несмотря на то, что оформление заявления требует заполнения личных данных, сотрудники трудовой инспекции гарантирует их полную конфиденциальность. На этом же сайте можно и информировать работников трудовой инспекции о том, что работодатель не исполняет свои обязанности и нарушает закон. Инспекторы высших органов навестят директора и проведут проверку его деятельности.

Способ подачи жалобы в каждом случае индивидуален. Выбирать подходящий вариант следует из причин и требований, характерных для возникшего конфликта. При этом замалчивать о проблеме нельзя. В противном случае есть вероятность, что работодатель будет оставаться невиновным всегда, что только увеличит количество нарушений его деятельности по отношению к своим сотрудникам.

Категории Статей:
Социальное