После ухода от советского прошлого, когда товар на руки выдавал продавец, мы видим забитые прилавки супермаркетов. Порой полки набиты так, что кажется, они вот-вот развалятся. А если случайно задеть стеклянную банку или бутылку и она разобьется, то должен ли оплачивать покупатель этот товар?
Многие уверены, что если товар не оплачен на кассе, то покупатель за него никакой ответственности не несет. Это заблуждение. Как только товар был взят в руки, покупатель несет полную материальную ответственность за него в случае, если он будет испорчен. Конечно, если товар покупателя не устроил, и он вернул его на место, никакой ответственности не последует. Итак, если, скажем покупатель разбил бутылку в магазине, после того как он взял ее в руки или положил в корзину, то вина за разбитую бутылку возлагается на него.
Рассмотрим другой случай. Если покупатель, пробираясь вдоль узких прилавков, задел банку или бутылку подолом пальто. Или, если снимая с полки одну банку, падает другая, которая опиралась на выбранную покупателем, то в этом случае покупатель никак не может быть обвинен, и вина лежит полностью на сотрудниках магазина, которые должны укладывать продукцию так, чтобы любой человек мог беспрепятственно до нее дотянуться и без каких-либо последствий. Покупатель не обязан ловить другие бутылки, которые неуклюже поставлены недобросовестными сотрудниками магазина.
Также покупателю не обязан оплачивать товар, который упал с ленты кассы, вследствие ее резкого движения или возникших препятствий. В магазинах очень любят над лентой вешать специальные полки с шоколадом или жвачками. Иногда, если на ленту поставить высокую бутылку она может упереться в подобную полку и упасть.
Достаточно распространенный вариант, когда из-за скользких полов, покупатель, поскользнувшись и ища опору, хватается за ближайшие полки и разбивает не одну, а несколько бутылок или банок. В этом случае вина магазина на лицо и покупатель ни в коем разе не должен оплачивать поврежденный товар.
Теперь поговорим о том, если покупатель все же разбил товар и в этом виновен. Конечно, многие чувствуя за собой вину, тут же готовы оплатить разбитый товар, и это вполне справедливо. Но кому-то сложно расстаться со своими кровными не получив ничего в замен, поэтому для начала нужно чтобы вину покупателя доказали. Что именно по его вине была разбита бутылка или банка должны подтвердить свидетели или же это должно быть зафиксировано на видео камеру, которые в большинстве магазинов покрывают всю площадь. Если ни того ни другого нет, то никто заставить платить за разбитый товар не вправе, поскольку для оплаты разбитого товара необходимо составить акт, где указываются все условия при которых был разбит товар. Если магазин настаивает на оплате и не выпускает покупателя из магазина, тем самым он нарушает закон, так как если покупатель не хочет добровольно оплачивать товар, обязать его это сделать может только суд. А если разбитый товар был незначительным, то никакой магазин не станет судиться из-за него, так как судебные разбирательства выйдут куда дороже самого товара.
Осталось заметить, что в больших супермаркетах, как правило, из-за разбитого товара никто не будет с покупателя требовать возмещения. Достаточно позвать кого-то из сотрудников и сообщить о случившимся, для оперативной уборки содержимого банки или бутылки и осколков. Что касается мелких магазинов, то тут вопрос стоит жестче, как раз в подобных магазинах на полки стараются наложить как можно больше, а сотрудники магазина пытаются любое повреждение товара свалить на покупателя, поэтому не стоит идти у них на поводу, а нужно отстаивать свои права.
Куда жаловаться, если цена на ценнике не соответствует цене на чеке:
Роспотребнадзор, горячая линия: 8-800-100-00-04