Нередко бывали случаи, когда позвонив по телефону «Скорой помощи», люди слышали в ответ, что к таким больным мы не выезжаем. То есть, это можно понять как, либо сам «оклемается», либо «мы тут уже не нужны». Особенно часто подобное можно услышать, если помощь требуется тяжело больным пожилым людям. В таком случае нужно сразу звонить в полицию. При таком раскладе сотрудники «Скорой помощи» и, прежде всего, тот диспетчер, который отказался принять вызов, могут попасть под ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному» и ст. 125 «Оставление в опасности». Статья будет определяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Полиция сразу связывается со «Скорой», и такой звонок быстро дисциплинирует медработников, которым грозит уголовная статья. Бывают так же случаи, когда «Скорая» вроде и не отказывается ехать к больному, но и не торопится отправлять бригаду. В таком случае, лучше перезвонить и самим напомнить медработникам, что промедление так же равноценно неоказанию помощи больному и оставлению в опасности — ст. 124 и 125 УК.
Запомните! Каждый человек, который находится на территории нашей страны, имеет право на скорую помощь, если оказывается в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). И такая помощь предоставляется бесплатно, независимо от того, есть ли у больного какой бы то ни было документ или полис медицинского страхования.
Однако, приезд «Скорой» — это только половина дела. Известны факты, когда медработники отказываются делать какие-либо процедуры, ссылаясь на отсутствие шприцов или необходимых медикаментов, и просят деньги за уколы и лекарства. А так же говорят, что «у вас нет медицинского полиса, поэтому услуги для вас платные». Нужно немедленно звонить в «03» и требовать связать Вас с главным врачом подразделения «Скорой», либо дежурным врачом, исполняющим обязанности главного в данный момент. Подобные действия, как правило, дают необходимый результат.
На заметку:
В крупных городах, где население свыше 100 тысяч человек, по правилам «Скорая помощь» должна приезжать в течение 20 минут. Для других населенных пунктов нормативы прибытия не установлены. Однако, действует правило, что медицинскую помощь должны оказывать безотлагательно. На практике можно начинать принимать меры (см. выше), если медики не приехали в течение получаса.
Кроме того не нужно забывать, что диспетчер распределяет вызовы не только исходя из последовательности звонков, но и руководствуясь своими собственными ощущениями серьезности ситуации. Таким образом, если ваш случай кажется диспетчеру менее опасным, чем другие вызовы, которые поступили одновременно с вашим, то машина скорой помощи может приехать к вам только после удовлетворения остальных вызовов. Причем машина скорой может уже двигаться к вам, но по дороге диспетчер может перенаправить её, если поступит звонок с более критическим вызовом. Поэтому при вызове скорой необходимо максимально точно передать серьезность состояния больного.
Если скорая не приезжает можно еще раз позвонить диспетчеру и уточнить где находится машина, как правило, он может спрогнозировать приблизительное время прибытия, если у бригады скорой помощи есть еще другие вызовы.
Куда звонить если «Скорая» не едет (в Москве):
- Дежурный врач станции скорой и неотложной медпомощи города Москвы: +7 (495) 628-00-03;
- Дежурный врач-педиатр: +7 (495) 632-96-80.
- Скорая психиатрическая помощь: +7 (495) 625-31-01.
- Скорая акушерско-гинекологическая помощь: +7 (495) 681-00-60.
- Глазная скорая помощь: +7 (495) 699-61-28.
- Детская глазная скорая помощь: +7 (495) 237-19-71.
- Стоматологическая скорая помощь: +7 (495) 952-75-64.
- «Горячая линия» Департамента здравоохранения города Москвы (круглосуточно): +7 (495) 251-83-00.