С каждым годом проблема оказания некачественной медицинской помощи становится все актуальнее. Виноваты в этом все стороны конфликта: неправильные законы, медики и даже сами пациенты, которые стоически терпят некачественное медицинское обслуживание.
Как подготовиться к тяжбе
Конечно, никто не настроен заранее на некачественное лечение. Однако разумные меры предосторожности, чтобы не стать жертвой медицинской халатности, предпринимать стоит. Что это за разумные меры:
- Любые медицинские документы необходимо сохранять: чеки, договора, результаты обследований и анализов, рентгеновские снимки, описания и заключения. Это может пригодиться как для дальнейшего лечения, так и для возможного судебного разбирательства. В случае, если ситуация стала особенно острой, постарайтесь скопировать все документы из карты.
- Всегда требуйте от врача объяснений зачем было назначено то или иное обследование или лечение. Вы имеете на это право в соответствии с п.9 ст.30 «Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ». Это означает, что врач должен объяснить вам каждое свое назначение. Если врач отказывается это делать — сходите с листом назначений к его непосредственному руководству: к завотделением, главврачу медучреждения.
- Если в одной клинике предлагают операцию, проконсультируйтесь еще у одного-двух специалистов по поводу возможного лечения.
Ответственность медучреждения и врача
Ст.1068 ГК говорит, что медучреждение отвечает за ущерб нанесенный врачом. Врач же несет ответственность только в некоторых случаях:
- отказывая человеку в медпомощи (оставление в опасности);
- причинение смерти по неосторожности (109 ст. УК);
- причинение здоровью тяжкого вреда по неосторожности (118 ст. УК) или халатности (293 ст. УК).
Если медицинские услуги были оказаны не качественно
Признаки некачественного оказания медицинских услуг каждый пациент определяет для себя сам. Кто-то считает, что были нарушены сроки лечения, кому-то стало хуже после проведенного курса лечения. В любом случае прояснить ситуацию поможет следующий алгоритм действий:
- Обратитесь письменно к руководителю медучреждения, в котором вы проходили лечение. В заявлении изложите свои доводы, сомнения, требования. Опишите все максимально подробно. Бумага составляется в 2 экземплярах. Один оставьте в приемной, на втором поставьте отметку о приеме и заберите с собой. Если по каким-либо причинам, вам сложно доставить заявление в больницу, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Копии заявления отправьте сразу в управление здравоохранения Москвы того округа, где расположена клиника и в департамент здравоохранения. Отправить копию можно по электронному адресу министерства zdrav@mos.ru. Адрес приемной Департамента — 2-й Щемиловский переулок, дом 4А, строение 4. Позвонить узнать часы приема можно по телефону +7(495)777-77-77. Ответ должен прийти в течение 30 дней. Если его нет — действуйте дальше.
- Обратитесь к страховщику, с которым у вас заключен полис ОМС или ДМС. Страховщик должен принять меры. Все координаты вашего страховщика можно узнать по телефонному номеру страховой компании напечатанные на вашем полисе.
- Если отклика от страховой компании нет, обратитесь в Городскую арбитражную экспертную комиссию. Заявления в ГАЭК принимает Управление ОМС Московского городского ФОМС. Можно предварительно позвонить по телефону +7(495)952-93-21.
- Обратитесь в прокуратуру и в районное отделение Росздравнадзора с аналогичными заявлениями.
Подавайте иск о возмещении вреда здоровью в суд общей юрисдикции. Это последняя инстанция, в которую можно обращаться, если остальные варианты решения проблемы уже исчерпаны. Подавая заявление в суд учитывайте, что судебная тяжба может длиться годами. Поэтому если есть вариант урегулировать все мирно, лучше рассмотреть его внимательнее.
Вы можете потребовать возместить материальный ущерб — за исправление последствий лечения и за упущенную выгоду: например, вам пришлось проваляться на больничном не полторы недели, а 3-4 месяца. Моральный ущерб рассчитывается по принципу — чем больше, тем лучше. К заявлению приложите все доказательства: документы, свидетельские показания, медкарту из учреждения, где вам оказали неподобающие по качеству услуги и из того, куда вы обратились для перелечивания, результаты экспертизы и пр.
Что касается экспертизы, то стоит провести экспертизу качества медпомощи, которая выявит допущенные ошибки в лечении и связь между ними и ухудшением здоровья. Досудебная экспертиза может проводиться спецучреждениями с соответствующей лицензией. Однако больший доказательный вес имеет заключение экспертизы, проводимой в судебном порядке. Именно судебное экспертное заключение является самостоятельным доказательством и основанием для судебного решения.
Поэтому во время судебного заседания можно подать ходатайство о проведении судебной медэкспертизы и даже в каком-то определенном медучреждении. Однако решать этот вопрос, конечно, будет судья. Проведение экспертизы стоит финансовых средств. Однако в случае выигрыша дела, оплата судебных издержек останется за ответчиком.
Во все вышеперечисленные инстанции можно жаловаться и на врачей поликлиники, и больницы. Даже в случае, если ущерб нанесен врачом частного медцентра, алгоритм действий не меняется. Единственно, что в последнем случае вы можете также обратиться в Роспотребнадзор, попросив провести проверку выявленных нарушений.